Концепция дальнейшего углубления модернизации системы оказания специальных социальных услуг

1. Введение

Система социального обслуживания является одной из важнейших компонентов системы социальной защиты Республики Казахстан.

Внедрение накопительной пенсионной системы, системы социального страхования, введение адресной социальной помощи стали основой модернизации системы социальной защиты населения, включая и службы социального обслуживания.

Коренные преобразования в системе социального обслуживания были начаты в 2009 году с принятием Закона РК «О специальных социальных услугах». За прошедший период была обеспечена демонополизация системы, предоставлено права выбора гражданам организаций социального обслуживания и внедрен принцип софинансирования затрат получателями услуг.

Настоящая Концепция разработана в реализацию Программной статьи Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева «Взгляд в будущее: Модернизация общественного сознания» и Концепции социального развития Республики Казахстан до 2030 года. Она является логическим продолжением начатой модернизации в системе и предусматривает дальнейшее углубление мер, направленных на повышение качества предоставляемых услуг и их доступности, информатизации системы, а также развитие институциональной базы обслуживания.

2. Анализ текущей ситуации

2.1. Анализ текущей ситуации

Становление системы оказания социальных услуг в Республике Казахстан осуществлялось в сложных условиях переходного времени. За малый исторический срок старые механизмы социальной поддержки трансформированы в жизнеспособные системы, соответствующие рыночной экономике и удовлетворяющие потребности самых неимущих и уязвимых слоёв населения.

Уже в первой половине 90-х годов были заложены правовые основы системы социальной защиты населения, однако в них сохранялось преобладание роли государства при оказании специальных социальных услуг.

В этой связи, во исполнения поручения Главы государства, озвученных в Послании народу Казахстана в 2006 году, с 2009 начата модернизация системы социального обслуживания. Основными ее направлениями стали:

  • обновление модели системы предоставления специальных социальных услуг, направленное на установление гарантированного государством и дополнительного объема специальных социальных услуг и разработку стандартов по ним;
  • совершенствование институциональной системы предоставления специальных социальных услуг, предусматривающее расширение рынка оказания услуг за счёт участия в нем неправительственных организаций, деятельность которых позволит создать конкурентную среду и повысить качество услуг;
  • совершенствование системы финансирования за счет введения механизма государственного социального заказа на предоставление специальных социальных услуг в негосударственном секторе;
  • формирование института социальных работников.

Предусматривалось реализовать данные меры в два этапа. На первом этапе:

а) на основе международного и отечественного опыта систематизирован и определен перечень специальных социальных услуг гарантированный государством и предоставляемый на бесплатной основе.

В настоящее время утверждённый Правительством перечень включает шесть видов специальных социальных услуг: социально-медицинских, социально-педагогических, социально-психологических, социально-правовых, социально-бытовых и социально-экономических. Данная совокупность услуг, предоставляемая в зависимости от индивидуальных возможностей каждого инвалида позволит обеспечить их системную реабилитацию в части компенсации и замещения утраченных категорий жизнедеятельности. При этом, виды и объемы предоставляемых услуг дифференцированы в зависимости от типа специализированных учреждений оказывающих эти услуги. Ранее существующий порядок не учитывал данную специфику, что вызывало справедливое недовольство у инвалидов в связи с недоступностью тех или иных услуг рекомендованных соответствующими службами.

б) предоставление утвержденного перечня услуг осуществляется на основе стандартов разработанных по каждому виду специальных социальных услуг. На базе стандартов определяется объем, качество и сроки предоставляемых услуг и необходимые трудовые и финансовые ресурсы для их оказания. Разработка и внедрение стандартов во всех видах специализированных учреждений осуществлялось поэтапно с тем, чтобы выявленные в ходе внедрения недоработки могли быть учтены в работе на последующих этапах. Так, в 2009 году введен в действие Стандарт оказания специальных социальных услуг для детей инвалидов с психоневрологическими заболеваниями, в 2010 году для лиц, с этими видами заболеваний старше 18 лет, в 2011 году для детей имеющих нарушение опорно двигательного аппарата и лиц пожилого возраста, в 2012 году для лиц без определенного места жительства, в 2016 году для жертв торговли людьми, с 2017 года — для жертв бытового насилия.

На каждом этапе Стандарты специальных социальных услуг были дополнены обеспечением дополнительного питания в соответствии с рекомендациями Казахской Академией питания; улучшилось лекарственное и материально-техническое обеспечение.

Расширился также штат специалистов за счет привлечения социальных работников различного профиля. Если раньше в штате специализированных учреждений преобладали младший медицинский персонал и воспитатели, то сегодня их места заняли социальные работники по оценке и определению потребности инвалидов, консультанты по социальной работе, обеспечивающие координацию работ специалистов предоставляющих различные виды специальных социальных услуг и специалисты по социальной работе, функцией которых является оценка качества оказываемых услуг.

в) внедрение новых Стандартов позволили расширить формы оказания услуг в условиях полустационаров и ухода на дому. Так, в 2008 году в домах интернатах для детей с психоневрологическими заболеваниями находились около 2,5 тыс. детей, а 2 тыс. детей ожидали своей очереди на поступление в эти дома. Сегодня, благодаря проводимой реформе, можно с уверенностью сказать о кардинальном изменении ситуации.

В настоящее время:

  • на базе 110 функционирующих стационарных домов-интернатов открылось более 50 дневных стационаров, где предоставляются специальные социальные услуги более 5 тыс. детей и лицам старше 18 лет;
  • увеличилось количество отделений социальной помощи на дому для детей и взрослых со 130 до 165 и в них, согласно Стандартам предоставляются услуги более 13 тыс. детей;
  • около 3 тыс. детям предоставляются услуги в условиях полустационара и на дому неправительственными организациями, получившие социальный заказ на оказание специальных социальных услуг.

Главным результатом принятых мер является то, что 626 детей находящихся в домах интернатах возвращены в круг своих семей, как имеющие потенциал для полного или частичного восстановления жизнедеятельности. Они сегодня получают услуги в дневных отделениях.

Другая сторона этих реформ — это возможность родителей детей инвалидов решать проблемы занятости и обретение надежды на интеграцию их детей в семью и общество.

Для обеспечения доступности услуг для лиц преклонного возраста и инвалидов увеличено количество отделений социальной помощи на дому с 309 в 2010 году до 547 в 2016 году, которые сегодня обслуживают около 43,7 тыс. лиц, пожилого возраста и инвалидов.

г) в ходе проводимых преобразований изменена и схема финансирования. До 2009 года специализированные учреждения финансировались согласно смете расходов (включающие затраты на содержание здания, персонала и др. видов услуг) и имели существенные различия в объеме выделяемых средств в зависимости от возможностей местного бюджета: стоимость услуг оказываемых в домах-интернатах для лиц, имеющих психоневрологические заболевания колебалась от 1 164 тенге в Мангистауской области до 3 781 тенге в г. Астана. Сегодня они составляют в данных областях более 3 тысяч тенге, за исключением расходов на административно-хозяйственные услуги и отопление.

Это было достигнуто благодаря финансированию, которое сегодня осуществляется исходя из видов, объема предоставляемых специальных социальных услуг и от количества получателей услуг, которое расширило правовые возможности специальных учреждений в части рационального планирования и целевого распределения ресурсов, выделяемых на осуществление обязательств государства по социальному обслуживанию населения.

Единые тарифы позволили также внедрить механизм софинансирования услуг со стороны лиц, находящихся на полном государственном обеспечении. Так, начиная с 1 января 2016 года лица, находящиеся на полном государственном обеспечении, 70% пенсий и пособий направляют на покрытие расходов, на их содержание. При этом основным условием является то, что размеры пенсий, остающихся на руках у лиц, проживающих в домах-интернатах, не должны быть меньше минимального размера пенсии, а у инвалидов — не ниже величины ПМ, установленного ежегодно в республиканском бюджете соответствующего года.

Второй этап предполагал дальнейшее развитие институциональной базы системы социального обслуживания. Но, законодательное расширение категории лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, необходимость усиления адресности предоставляемых услуг и проблемы, выявленные в ходе практической реализации, определили необходимость дальнейшего углубления модернизации в системе социального обслуживания. Предлагаемые преобразования коснутся:

а) дифференциации видов предоставляемых специальных социальных услуг в зависимости от индивидуальных потребностей граждан и обеспечения их доступности.

Сегодня реализованы критерии отнесения граждан к лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, но не разработаны и не внедрены критерии выбора тех или иных услуг гражданами и условий их предоставления в зависимости от их индивидуальных потребностей. Не развитость организаций социального обслуживания огранивает участие жителей сельских округов в системе специальных социальных услуг. Только 48% лиц обслуживаются на селе.

б) расширения охвата лиц, нуждающихся в специальных социальных услугах и обеспечение им доступности в местах их проживания.

В настоящее время 48,7% обслуживаемых лиц с ограниченными возможностями живут на селе. 71% из общего числа организаций социального обслуживания размещены в крупных городах и районных центрах. Например, на селе доминируют отделения оказания социальной помощи на дому для лиц с инвалидностью. Их функция в большей степени направлена на социализацию, а не на интеграцию. Это в свою очередь влияет на низкий уровень их знаний при поступлении в учебные заведения и занятость.

в) пересмотра стандартов оказания специальных социальных услуг. Действующие стандарты предусматривают правила и нормативы в зависимости от условий предоставления услуг организациями социального обслуживания. В начале модернизации этот подход был оправданным для формирования и развития институциональной базы и их категорирования. Но практика последних лет показывает, что принятые стандарты становятся барьером для расширения перечня предоставляемых услуг организациями социального обслуживания. В этой связи назрела необходимость изменения стандартов социального обслуживания.

г) изменения системы тарифообразования. Тарифы установлены в соответствии со Стандартами оказания специальных социальных услуг и регулируются условиями их оказания: стационар, полустационар, временное пребывание, уход на дому. Такое регулирование позволило широко вовлечь неправительственный сектор. Но это сегодня не стимулирует расширение организации социального обслуживания до уровня сельских регионов. В этих целях требуется ввести новую тарифную политику по предоставляемым видам услуг.

д) подготовки и переподготовки кадров социального обслуживания. На сегодня законодательно определены функции социальных работников, определяющих потребность лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации и социальных работников, непосредственно занимающихся уходом за данными категориями лиц.

Но, до сих пор не разработаны профессиональные стандарты по социальным работникам, и обучение идет по узким специальностям. Эти недоработки остаются одной из причин слабой интеграции социальных служб образования, здравоохранения и социальной защиты.

е) информатизации системы социального обслуживания. Действующая информационная система позволяет организовать планирование, сформировать статистические показатели охвата системой социального обслуживания, объем финансирования системы социального обслуживания в отношении лиц с инвалидностью. По другим категориям лиц, находящимся в трудной жизненной ситуации данные в информационной базе отсутствуют, что затрудняет определение общей потребности, необходимой для развития сети организаций по оказанию услуг и объемов их финансирования. Решение данного вопроса предлагается рассмотреть посредством создания Единой информационной базы системы социального обслуживания.

2.2. Обзор международных практик

Практическая социальная работа на международном уровне делится на работу общего профиля и специализированную.

Социальная работа общего профиля предусматривает три сферы:

  1. социальная терапия на индивидуально-личностном и семейном уровне с целью социальной адаптации и реабилитации индивида в контексте окружающей его среды;
  2. социальная работа с группами, которые могут классифицироваться по возрасту (детские, молодежные, престарелые), по полу, по интересам или схожим проблемам (группы бывших заключенных, алкоголиков, наркоманов и пр.);
  3. социальная работа в общине, по месту жительства, ориентированная на расширение сети услуг, укрепление общинных связей, создание благоприятного психологического климата в местах проживания людей, а также содействие разного рода локальным инициативам, организацию взаимопомощи и др.

Специализированной социальной работой занимаются специалисты в сфере труда и занятости, здравоохранения, медико-реабилитационных служб, учреждений образования, домов престарелых, пенитенциарных учреждений, вооруженных сил. Социальная политика определяет приоритетные сферы деятельности социальных служб.

Эти приоритеты изменяются в зависимости от конкретных условий социально-экономического развития той или иной страны и включают:

  1. Временную помощь и другие виды поддержки для лиц, обеспечивающих уход (Австралия Великобритания, Нидерланды). Предоставляется через информационную и консультативную поддержки для оказания помощи на дому;
  2. Льготы в разных формах для лиц, осуществляющих уход (Австрия Великобритания, Германия, Нидерланды, Финляндия, Япония). Позволяет сохранить человека в семье, поддержать лиц, обеспечивающих уход на дому, обеспечив их социальное и пенсионное обеспечение, покрыв их затраты по уходу;
  3. Нормы трудового законодательства для лиц, осуществляющих уход (Нидерланды). Предлагаются гибкие рабочие условия для тех, кто обеспечивает уход, включая оплачиваемый отпуск, неполную занятость и возможность работать дома, совмещая обязанности по уходу с трудовой деятельностью;
  4. Прямые выплаты или ваучеры (Австрия, Литва, Нидерланды, Финляндия, Швеция). Предоставляет клиентам выбор: получать денежное пособие или иметь личный бюджет вместо получения формальной помощи, что позволяет им выбирать социальные услуги самостоятельно;
  5. Семейные формы устройства (Австрия, Германия, скандинавские страны, Хорватия). Лицам, ухаживающим за престарелыми и инвалидами время, затраченное на уход, засчитывается в трудовой стаж. Все услуги направлены, в первую очередь, на поддержку семейного проживания и семьям предоставляются специальные пособия по уходу;
  6. Гериатрическая помощь (Германия, Новая Зеландия, США, Швеция). В международной практике является актуальным направлением, учитывая ожидаемое старение населения и имеет три этапа: 1) жизнь в обычном доме; 2) интернат; 3) гериатрическая клиника;
  7. Дома самостоятельного проживания (Англия, Германия, Испания, Литва, Чехия, Швеция). Развитые страны создают дома малой вместимости в виде пансионатов на 4-10 мест, в виде домов интернатов малой вместимости. В условиях стационара на 11-20 мест, в условиях дневного пребывания на 20-30 мест.

3. Цель и задачи Концепции

Цель — углубление модернизации в системе оказания специальных социальных услуг, которые позволят обеспечить деинституализацию бенефициаров системы и сохранить права на жизнь в семье и обществе.

Задачами Концепции являются:

  1. дифференциация видов предоставляемых специальных социальных услуг;
  2. расширение охвата лиц, нуждающихся в специальных социальных услугах;
  3. пересмотр стандартов оказания специальных социальных услуг;
  4. изменение системы тарифообразования;
  5. совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров социального обслуживания;
  6. создание Единой информационной системы социального обслуживания;
  7. совершенствование нормативной правовой базы системы социального обслуживания;
  8. усиление межведомственного взаимодействия при оказании социальных услуг в случае наступления трудной жизненной ситуации.

4. Основные принципы, периоды реализации и направления дальнейшей углублённой модернизации системы оказания специальных социальных услуг

4.1. Основные принципы

Дальнейшее углубление модернизации системы оказания специальных социальных услуг будет осуществляться исходя из следующих принципов:

  1. последовательность и поэтапность преобразований;
  2. обеспечения равных возможностей в получении специальных социальных услуг лицами (семьями), находящимися в трудной жизненной ситуации;
  3. взаимодействия государственных органов с субъектами, предоставляющими специальные социальные услуги;
  4. комплексности;
  5. социальной интеграции и улучшения качества жизни населения.

4.2. Периоды и направления реализации

Меры по углублению модернизации в Концепции планируется реализовать в 2 этапа.

На первом этапе (2018-2021 годы) планируется:

а) усиление адресности государственной поддержки лиц, нуждающихся в специальных социальных услугах. В этих целях будут пересмотрены и уточнены критерии отнесения граждан к категориям лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации;

б) расширение охвата лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, системой социального обслуживания. В этих целях планируется развитие институциональной базы, за счет внедрения альтернативных форм оказания специальных социальных услуг;

в) обеспечение доступности услуг организациями, независимо от места проживания граждан. В этих целях планируется пересмотр системы финансирования специальных социальных услуг. Она предусматривает внедрение принципа «деньги идут за получателями», который обеспечивает право выбора организации получателями услуг;

г) увеличение доли комплекса услуг общего профиля. В этих целях полностью будут пересмотрены стандарты специальных социальных услуг. Они будут ориентированы на объем и качество предоставляемых услуг, а не на условия их оказания;

е) совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров. В рамках первого этапа будут разработаны профессиональные стандарты подготовки, переподготовки социальных работников и внедрена независимая система оценки их квалификации;

д) усиление межведомственного взаимодействия для обеспечения целостности и непрерывности предоставляемых услуг.

Второй этап (2022 — 2025 годы) будет являться завершающим этапом модернизации, где с учетом результатов первого этапа планируется:

  • разукрупнение действующих медико-социальных организаций, создание на их базе школ по подготовке, переподготовке кадров, реабилитационных центров;
  • переход на рыночные принципы оказания специальных социальных услуг.

4.2.1. Усиление адресности государственной поддержки лиц, нуждающихся в специальных социальных услугах

Для усиления адресности государственной поддержки лиц, нуждающихся в специальных социальных услугах, будут пересмотрены критерии отнесения граждан к лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации. Новые критерии позволят:

  • распределять граждан на категории получателей услуг в зависимости от степени ограничения их жизнедеятельности или вида трудной жизненной ситуации;
  • определить виды предоставляемых специальных социальных услуг в зависимости от категории получателей услуг;
  • определить условия предоставления услуг в зависимости от категории получателей услуг и вида предоставляемых услуг.

С учетом обозначенных мер, специальные социальные услуги будут предоставляться гражданам:

а) на индивидуально-личностном и семейном уровнях. На этом уровне будут оказываться услуги общего характера, направленные на социальную адаптацию и реабилитацию получателей услуг;

б) в группах, которые могут быть сформированы по полу, по интересам или схожим трудным жизненным ситуациям. Для лиц, объединенных в группы будут оказываться комплексные услуги, направленные на социализацию и интеграцию в общество;

в) в группах, которые будут сформированы в зависимости от степени тяжести ограничения жизнедеятельности. Для данных категорий граждан будут предоставляться в первую очередь специализированные услуги и услуги общего характера, направленные на поддержание общей жизнедеятельности граждан.

4.2.2. Расширение охвата граждан специальными социальными услугами

Для расширения охвата граждан системой социального обслуживания и обеспечения доступности специальных социальных услуг предусматривается развитие альтернативных форм оказания услуг.

Для лиц, нуждающихся в оказании услуг на дому предусматривается:

а) развитие услуг профессиональных нянь, предоставляющих услуги детям до 3 лет, имеющих ограничения в жизнедеятельности;

б) внедрение фостерного (или патронатного) ухода за детьми-инвалидами, находящимися в домах-интернатах. В период ухода дети будут проживать в приемной семье, где будут им оказываться услуги общего профиля, направленные на их социальную адаптацию;

в) использовать резерв семьи, определяя социальной службой ответственное лицо, имеющего знания, опыт, навыки по уходу за лицами, имеющими соответствующую степень ограничения жизнедеятельности;

г) введение услуг мобильного обслуживания для удовлетворения социальных потребности лиц проживающих в отдаленных населенных пунктах. Это будет предусмотрено через заключение договоров на выполнение сельскими почтальонами части социальной работы в обслуживаемой ими местности на доставку товаров на дом, регулярное и разовое посещение на дому пожилых людей по требованию службы социальной помощи, обслуживание контактов работников социальной службы с лицами, нуждающимися в помощи. Использование сил и возможностей почтовой службы в сельской местности является хорошим способом улучшения социального обслуживания проживающего там пожилого и престарелого населения.

Для лиц, которые по степени трудной жизненной ситуации могут получать комплексные услуги в группах планируется:

а) создание домов малой вместимости. Они могут быть созданы в виде юридических лиц либо филиалов крупных домов-интернатов на условиях стационаров. Тип и виды домов малой вместимости могут быть различными и определяться местными исполнительными органами в зависимости от категорий граждан и их индивидуальных потребностей. Они могут оказывать как комплексные услуги общего профиля, так и специализированные услуги для отдельных категорий граждан.

б) создание мини-центров (дневные центры). Они также могут быть созданы в виде юридических лиц либо филиалов крупных домов-интернатов на условиях полустационаров или обеспечивать также дневное пребывание.

Они будут оказывать комплексные услуги общего характера, направленные на социализацию и интеграцию в общество.

4.2.3. Пересмотр стандартов специальных социальных услуг

Развитие институциональной базы системы социального обслуживания предусматривает разработку единых стандартов специальных социальных услуг. Они будут включать алгоритм оказания специальных социальных услуг гражданам в зависимости от степени ограничения их жизнедеятельности и/или вида трудной жизненной ситуации.

Стандарт будет разработан по видам предоставляемых услуг и будет классифицироваться на стандарты услуг общего профиля, стандарты комплексных и специализированных услуг.

Реализация стандартов оказания специальных социальных услуг будет обеспечиваться всеми организациями социального обслуживания независимо от условий их предоставления.

Стандарты будут пересматриваться один раз в три года с учетом внедрения новых технологий и практики предоставления специальных социальных услуг.

Базой для пересмотра будут служить поэтапно внедряемые индивидуальные электронные карты потребителей услуг, где будут отражены виды, объемы оказываемых услуг и их результаты.

Индивидуальные электронные карты потребителей услуг будут заполняться организациями социального обслуживания, и храниться в Единой базе данных потребителей услуг.

4.2.4. Совершенствование механизмов финансирования системы социального обслуживания

В рамках планируемых мер дальнейшего углубления модернизации системы социального обслуживания:

а) будет разработана новая тарифная политика, направленная на повышение привлекательности сектора для привлечения частных инвестиций и развития государственно-частного партнерства.

В этих целях, с учетом международного и отечественного опыта, тарифы будут устанавливаться по видам гарантированных государством услуг. Основой тарифов будут являться фактические затраты поставщиков услуг.

Учет фактических затрат поставщиков услуг планируется осуществлять на основе поэтапного внедрения индивидуальных электронных карт оказания специальных социальных услуг и учета расходов по ним.

Будет изучено формирование комбинированных тарифов для организации предоставляющих комплексные услуги.

С целью расширения внедрения новых технологий обслуживания, в тарифы услуг поэтапно будут включаться расходы на обновление основных средств;

б) будет внедрена система государственных закупок услуг у организаций социального обслуживания.

Услуги общего профиля и комплексные услуги организациями социального обслуживания будут осуществляться на конкурсной основе. Конкурсы будут проходить в два этапа, на первом этапе будет осуществлен отбор поставщиков услуг из числа организаций социального обслуживания, соответствующих установленным минимальным требованиям. По результатам первого этапа будет создана республиканская база поставщиков услуг.

На втором этапе конкурс будет проводиться среди отобранных поставщиков услуг на обслуживание определённых категорий граждан, и заключаться контракт на оказание услуг на один год либо на три года в соответствии с бюджетным периодом.

Государственные организации, предоставляющие специализированные услуги, для отдельных категорий граждан будут осуществлять социальное обслуживание на основе специального государственного задания. Специальное государственное задание будет включать не только объем услуг и финансирование, но и индикаторы поддержания жизнедеятельности потребителей услуг.

в) будет разработана и внедрена система контроля и управления объемами специальных социальных услуг, предоставляемых лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Ежегодно с учетом контингента лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, их категорий и индивидуальных потребностей будет определен объем оказываемых им услуг.

Потребность граждан и получение ими видов услуг в организациях социального обслуживания будут отражены в их индивидуальных электронных картах, внедренных поэтапно по мере информатизации систем.

Управление объемами специальных социальных услуг, контроль за их предоставлением и объемами финансирования будет осуществляться на основе индивидуальных электронных карт потребителей услуг и систем фактических затрат организаций социального обслуживания.

г) будет осуществляться поэтапная монетизация отдельных видов государственной социальной поддержки. В этих целях будет внедрена единая платежная «Социальная карта» для перечисления всех видов социальных выплат и выплат, перечисляемых для оказания специальных социальных услуг, либо закупа компенсаторных технических средств реабилитации.

4.2.5. Совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров

Организации системы социального обслуживания в зависимости от индивидуальных потребностей граждан требует пересмотра системы подготовки и переподготовки социальных работников.

В этих целях с участием поставщиков услуг и местных исполнительных органов будут разработаны профессиональные стандарты социальных работников. В них будут представлены требования работодателей к уровню знаний, навыкам и умениям готовящихся кадров.

В соответствие с профессиональными стандартами совместно с организациями образования будут пересмотрены образовательные стандарты, ориентированные на подготовку социальных работников, по определению индивидуальных потребностей граждан и социальных работников, непосредственно оказывающих специальные социальные услуги.

Для оценки квалификации выпускников организаций образований будет внедрена независимая система оценки квалификации. Результатом оценки будут являться сертификаты, дающие право на работу в организациях социального обслуживания в качестве социальных работников.

Социальные работники каждые три года будут проходить переподготовку либо повышение квалификации на краткосрочных курсах обучения, и подтверждать сертификаты знаний, умений и навыков.

Для социальных работников, занятых в системе в настоящее время будут организованы краткосрочные курсы повышения квалификации и независимая оценка знаний для предоставления данных сертификатов.

Для предоставления потребителям услуг права выбора социальных работников будет создана Единая база социальных работников. В ней будет информация о квалификации социальных работников, видам оказываемых ими услуг, уровню их предоставления и результатах работы.

4.2.6. Формирование Единой информационной системы социального обслуживания

В целях информатизации системы планируется развитие Единой информатизационной системы социально-трудовой сферы, предусматривающей:

а) разработку «индивидуальных электронных карт получателя услуг», где будет отражаться информация о степени ограничения жизнедеятельности получателей услуг, вида трудной жизненной ситуации, критерии получателя услуг, его потребность и объем предоставляемых услуг организациями социального обслуживания.

б) разработку подсистемы «Планирование», обеспечивающей формирование потребностей, планирования и финансирования системы социального обслуживания;

в) разработку подсистемы «Поставщики услуг», где будут предоставлены реестры потенциальных поставщиков услуг, минимальные требования к ним, перечень поставщиков, прошедших отбор и участвовавших в конкурсе;

г) разработку подсистемы «Контрактирование», где будут отражаться информации о поставщиках услуг, с которыми заключены контракты и оценка их работы;

д) разработку подсистемы «Кадры», предусматривающей информацию о численности работников в системе социального обслуживания, их статусе, стаже работы и сертификаты знаний, умений и навыков;

е) разработку подсистемы «Мониторинг» для учета фактических затрат организаций социального обслуживания.

Единая информационная система социального обслуживания будет обеспечена обменом информацией между разработанными подсистемами.

4.2.7. Усиление межведомственного взаимодействия в системе оказания специальных социальных услуг

В рамках планируемых мер дальнейшего углубления модернизации системы социального обслуживания будет обеспечен межведомственный подход к предупреждению и решению трудных жизненных ситуации на основе коллегиального сотрудничества на разных административных уровнях.

В целях координирования межведомственной социальной политики будут введены межведомственные комиссии по социальным проблемам на центральном, областном, районном и местном уровнях. Органы государственного управления всех уровней будут устанавливать партнерские связи на основе механизма контрактирования с гражданским обществом, обладающим большим потенциалом в плане предоставления специальных социальных услуг.

Будет введен механизм перенаправления получателя услуг из одной системы в другую, что позволит установить прозрачность и эффективность принимаемых мер государственными органами при создании условий для выхода из трудной жизненной ситуации при переходе человека от одной сферы обслуживания в другую.

4.2.8. Совершенствование нормативно-правовой базы

Реализация планируемых мер предусматривает внесение изменений и дополнений в действующее законодательство системы специальных социальных услуг в части:

  • категорирование граждан с учетом степени трудной жизненной ситуации;
  • развития альтернативных форм оказания услуг;
  • введения новой тарифной политики;
  • разработки единых стандартов специальных социальных услуг;
  • пересмотра системы подготовки и переподготовки социальных работников;
  • создания Единой информационной системы социального обслуживания;
  • усиления межведомственного взаимодействия в системе оказания специальных социальных услуг.
Акорда Министерство иностранных дел Республики Казахстан АО НК «Kazakh Invest» АО «ЕНПФ» Antikor ПремьерegovАссамблея народа КазахстанаОфициальный интернет-ресурс Северо-Казахстанской областиIPOАлтын сапаДКБ2020ӘділетМодернизация пенсионной системы