Адресная социальная помощь нового формата

Разъяснения о назначении Государственной адресной социальной помощи

Государственная адресная социальная помощь — предоставляемая государством физическим лицам (семьям) с месячным среднедушевым доходом не превышающий 70% от величины прожиточного минимума (этот показатель также называется чертой бедности). Величина прожиточного минимума (ПМ) устанавливается на разном уровне для каждого региона страны.

Государственная адресная социальная помощь регулируется следующими Законом и правилами: Закон Республики Казахстан от 17 июня 2001 года № 246 «О государственной адресной социальной помощи», Приказ Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 5 мая 2015 года № 320 «Об утверждении Правил назначения и выплаты государственной адресной социальной помощи», Приказ Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 28 июля 2009 года № 237-п «Об утверждении Правил исчисления совокупного дохода лица (семьи), претендующего на получение государственной адресной социальной помощи», Приказ министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 28 января 2009 года № 29-п «Об утверждении Типового положения об участковых комиссиях, а также критериев определения нуждаемости в государственной адресной социальной помощи по результатом обследования материального положения заявителя».

Право на получение адресной социальной помощи имеют граждане Республики Казахстан, кандасы, беженцы, иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Казахстан.

Лицо (семья), претендующие на получение адресной социальной помощи, для получения информации о порядке назначения адресной социальной помощи обращается в Центр по месту жительства, а в случае отсутствия Центра по месту жительства к акиму поселка, села сельского округа.

При отсутствии регистрации по месту постоянного проживания место жительства подтверждается регистрации по месту временного пребывания (проживания) в течение шести месяцев, предшествующих дате обращения за назначением адресной социальной помощи, в пределах одного населенного пункта.

Государственная адресная социальная помощь предоставляется в виде безусловной или обусловленной денежной помощи.

Безусловная денежная помощь оказывается одиноким и (или) одиноко проживающим малообеспеченным лицам с ограниченными возможностями участия в мерах содействия занятости в связи с достижением пенсионного возраста, инвалидностью первой или второй группы, наличием заболевания, при котором может устанавливаться срок временной нетрудоспособности более двух месяцев, малообеспеченным семьям, в составе которых нет трудоспособных лиц или единственный трудоспособный член осуществляет уход за ребенком в возрасте до трех лет, ребенком-инвалидом, инвалидом первой или второй группы, престарелым, нуждающимся в постороннем уходе и помощи.

Обусловленная денежная помощь оказывается одиноким и (или) одиноко проживающим малообеспеченным трудоспособным лицам, а также малообеспеченным семьям, имеющим в своем составе трудоспособного (трудоспособных) члена (членов), в том числе физических лиц, являющихся плательщиками единого совокупного платежа, при условии его (их) участия в мерах содействия занятости и (или) при необходимости социальной адаптации.

Участие в мерах содействия занятости не является обязательным условием для выплаты обусловленной денежной помощи инвалидам первой и второй групп, учащимся, студентам, слушателям, курсантам и магистрантам очной формы обучения, лицам, имеющим заболевания, при которых может устанавливаться срок временной нетрудоспособности более двух месяцев, лицам, осуществляющим уход за ребенком до трех лет, ребенком-инвалидом, инвалидами первой и второй групп, престарелыми старше восьмидесяти лет, которые нуждаются в постороннем уходе и помощи, лицам, имеющим постоянную работу.

Адресная социальная помощь не назначается:

1) лицам (семьям), не являющимся малообеспеченными;
2) семье, трудоспособный член которой отказался от участия в мерах содействия занятости, – в течение шести месяцев со дня отказа от участия в мерах содействия занятости;
3) лицу (семье) в случаях расторжения ранее заключенного социального контракта и (или) неисполнения обязательств, предусмотренных социальным контрактом, по вине получателя – в течение шести месяцев, предшествующих обращению за назначением адресной социальной помощи;
4) лицам (семьям), представившим заведомо ложные сведения и (или) недостоверные документы для назначения адресной социальной помощи, – в течение шести месяцев со дня их представления;
5) лицам (семьям), которые согласно заключению участковой комиссии, подготовленному по результатам обследования их материального положения, не нуждаются в предоставлении адресной социальной помощи.

При исчислении совокупного дохода семьи учитываются все виды доходов, полученные в Республике Казахстан и за ее пределами за расчетный период.

При этом хочется акцентировать внимание, что адресная социальная помощь — это не государственное пособие, а именно помощь, оказываемая государством для поддержки населения, оказавшегося в трудной жизненной ситуации с целью нахождения способов выхода из неё.

В связи с чем для получателей адресной социальной помощи предусмотрены следующие виды поддержки: оказание содействия в трудоустройстве на постоянные рабочие места, профессиональное обучение, привлечении на общественные работы, направление на молодежную практику.

В качестве дополнительной поддержки получателям адресной социальной помощи предусмотрено предоставление гарантированного социального пакета. Продуктовые наборы разделяются на две категории для детей от 1 года до 3-х лет и с 3 до 6 лет. Продуктовые наборы выдаются ежемесячно. Наборы бытовой химии выдаются один раз в квартал.

С начала год адресная социальная помощь назначена 625 семьям.

 

Новые подходы назначения АСП с 1 января 2020 года

Основной принцип – государство будет помогать тем, кто действительно нуждается в помощи!

Государство будет помогать в первую очередь детям и многодетным семьям. Трудоспособные граждане должны работать, государство поможет в трудоустройстве или занятии малым бизнесом.

Комплекс мер будет включать 3 направления.

*Первое из которых – выведение многодетных в отдельную категорию и предоставление им гарантированного пособия, при этом будет исключен стереотип, что многодетная семья – малоимущая семья. Кроме того, это будет признанием авторитета многодетных матерей, вне зависимости от их материального положения и социального статуса, повысит рождаемость в стране.

Второе – поддержка малообеспеченной категорий граждан и их стимулирование в трудоустройстве.

Третье – всем получателям АСП будет предоставляться гарантированный пакет, включающий натуральную поддержку для их детей.

Первое. Почти 60% детей, получающих АСП это дети многодетных семей.

Многодетные — это семья, имеющая в своем составе четырех и более совместно проживающих несовершеннолетних детей, в том числе детей, обучающихся по очной форме обучения в организациях среднего, технического и профессионального, послесреднего, высшего и (или) послевузовского образования, после достижения ими совершеннолетия до времени окончания организаций образования (но не более чем до достижения двадцатитрехлетнего возраста).

Для многодетных семей будут введены государственные пособия из средств республиканского бюджета.

Выплата данного гос. пособия не будет зависеть от дохода семьи, и будет выплачиваться всем многодетным семьям, то есть имеющих 4 и более несовершеннолетних детей.

Размеры данного пособия будут дифференцированные в зависимости от количества детей, в среднем по 10-11 тыс. тенге на каждого ребенка. Это будет дополнительной поддержкой многодетных семей.

Второе. АСП будет выплачиваться малообеспеченным семьям, в том числе и многодетным семьям.

Критерий (порог) 70% от ПМ региона остается.

Размер АСП, как ранее, будет составлять разницу между СДД и 70% от ПМ на каждого члена семьи. При этом семьи, не имеющие доходов, будут получать также, как и в этом году.

Одним из главных условий АСП - трудоспособные члены семьи должны работать и нести ответственность за семью. Будет помощь в виде обусловленной денежной выплаты АСП, и максимальным использованием потенциала программы занятости «Еңбек», которая будет ориентирована, приоритетно, на безработных граждан из малообеспеченных семей, предложена работа, субсидируемая государством, льготные микрокредиты и безвозвратные гранты для открытия бизнеса.

* Внесение изменений в государственную программу «Еңбек» внедрения инструментов вовлечения многодетных семей в микро- и малый бизнес, в том числе на дому предусматривающий:

  • увеличение срока микрокредитования — до 7 лет;
  • снижение номинальной ставки вознаграждения до — 4%;
  • снятие ограничения по сумме выдаваемого микрокредита не зависимо от места проживания (город/село);
  • закрепление целевого индикатора по обеспечению занятости малообеспеченных и многодетных семей (выдача микрокредитов, грантов).

Это все, с условием, — если трудоспособный член семьи отказывается от предложенной работы и мер занятости, то выплата АСП будет прекращаться, не только ему (как сейчас), а всей семье.

Третье. Дополнительно для малообеспеченных семей будет введен гарантированный социальный пакет.

Пакет будет включать:

  • для детей дошкольного возраста: детское питание и гигиенические принадлежности.
  • для детей школьного возраста - горячее питание в школах, приобретение школьной одежды и принадлежностей, и возмещение расходов на проезд (питание: 6628 тенге по 300 тенге в день, проезд: 2069 тенге, одежда и школьные принадлежности: 25000 тенге на детей с доходом 40% от ПМ).

Обеспечение занятостью и улучшение благосостояния малообеспеченных семьей с детьми (они их не могут оставить дома) будет продолжено с их привлечением в малый бизнес. Для этого мы будем помогать приобрести им навыки и заняться домашним бизнесом. Им надо оказывать внимание.

В целом, по всем семьям города сформированы Социальные карты. Электронная социальная карта позволит определять уровень благополучия семьи, которое будет определяться в автоматизированном режиме. Это позволит выявить уязвимость семьи, оказать превентивные меры и повысить эффективность социальной политики на местном уровне.

Отдел занятости и социальных программ
акимата города Петропавловска

Акорда Министерство иностранных дел Республики Казахстан АО «ЕНПФ» Antikor ПремьерegovАссамблея народа КазахстанаОфициальный интернет-ресурс Северо-Казахстанской областиIPOАлтын сапаДКБ2020ӘділетМодернизация пенсионной системы