- Назначение жилищной помощи
- Мероприятия по обеспечению прав и улучшению качества жизни инвалидов
- Национальный проект по развитию предпринимательства на 2021-2025 годы
- Адресная социальная помощь нового формата
К сведению услугополучателей
Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан в соответствии с пунктом 55 Перечня государственных заданий на 2017 год, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 6 декабря 2016 года № 775 «О реализации Закона Республики Казахстан «О республиканском бюджете на 2017-2019 годы», заключили договор с РГКП «Научно-практический центр развития социальной реабилитации» Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан об оказании услуг по методологическому обеспечению по оказанию инвалидам протезно-ортопедической помощи, в том числе предоставление протезно-ортопедической помощи.
В рамках методологического обеспечения выполняются работы по проведению протезирования инвалидов — граждан Республики Казахстан, иностранцев и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан, с особо сложными и атипичными видами увечья, а также первичное протезирование.
15 ноября 2017 года специалисты «Научно-практического центра развития социальной реабилитации» во главе с заместителем директора по протезированию М.Ш. Шугаеповым, провели презентацию протезов конечностей напечатанных на 3D-принтере. Мероприятие проходило в формате интерактивного Дня открытых дверей.
Протезы, изготовленные из полимерных материалов помогут избавить множество людей с ограниченными возможностями от неудобств, возникающих при повседневных движениях. Это достигается за счет применения мягкого и легкого полимерного материала и высокопрочных соединительных механизмов российского и немецкого производства. В итоге готовый продукт почти точно копирует настоящую ногу. Трехмерные протезы напечатанные на специальном 3D-принтере имеют конкурентные преимущества и в финансовом плане, из-за своей относительно недорогой стоимости.
В процессе создания трехмерной ноги: в первую очередь сканируется здоровая нога пациента, затем при помощи компьютерной программы создается шаблон симметричного протеза, учитывающего параметры обуви по желанию, фидер подает материал на печать, через некоторое время прочный протез готов. Его доступная цена позволит пациенту иметь несколько запасных протезов для разной обуви в зависимости от времени года, что очень актуально при наших климатических условиях.
Создание протезов конечностей с технологией 3D может стать важным звеном в политике помощи для людей с ограниченными возможностями.
Новшества в системе социальной реабилитации инвалидов
В Северо-Казахстанской области проживает более 28 тысяч инвалидов, 7,4% из которых составляют дети-инвалиды.
Ежегодно, за счёт государственного бюджета, инвалиды обеспечиваются техническими (вспомогательными) компенсаторными средствами реабилитации, протезно-ортопедической помощью, санаторно-курортным лечением, обязательными гигиеническими средствами, социальными услугами индивидуальных помощников и специалистов жестового языка.
Перечень технических вспомогательных (компенсаторных) средств и специальных средств передвижения, предоставляемых инвалидам, утвержден в 2005 году Постановлением Правительства Республики Казахстан № 754.
Проводится работа по актуализации Перечня с целью совершенствования социальной поддержки инвалидов.
Так, в 2015 году в Перечень включены речевые процессоры к кохлеарным имплантам детям-инвалидам,увеличены нормы обязательных гигиенических средств для лиц с ограниченными возможностями: подгузников - с 480 до 730 штук в год, мочеприемников - с 12 до 365 штук в год, калоприемников - с 12 до 365 штук в год.
На данный момент динамично развивается мировой рынок реабилитационной техники и оборудования, позволяющий повысить качество жизни инвалидов.
В связи с этим, Постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 декабря 2015 года № 1036 в Перечень внесено ряд изменений и дополнений.
С 1 января 2017 года вместо устаревших сурдо-, тифлотехнических средств (видеокомпьютеры, компьютерные тифлокомплексы, тифломагнитолы, телефаксы, диктофоны) для инвалидов с нарушениями органов зрения и/или слуха планируется закупать многофункциональные, современные ноутбуки, мобильные телефоны.
Предусмотрено заменить:
- видеокомпьютеры на ноутбук с веб-камерой;
- компьютерные тифлокомплексы на ноутбук с программным обеспечением экранного доступа с синтезом речи;
- диктофоны на телефоны мобильные со звуковым сообщением и диктофоном;
- исключить телефаксы, тифломагнитолы, так как по функциям совпадают с мобильными телефонами и ноутбуком;
- трости (в разделе тифлотехнические средства) на тифлотрости - уточнение редакции.
Министерством здравоохранения и социального развития Республики Казахстан предложено с 2017 года расширить список тифлотехнических средств для лиц с нарушением зрения (термометр, тонометр, глюкометр с речевым выходом); обязательных гигиенических средств для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата и нарушениями функций выделения (катетер, впитывающие простыни, паста-герметик для защиты и выравнивания кожи вокруг стомы, крем защитный, порошок (пудра) абсорбирующий, очиститель для кожи, кресло-стул с санитарным оснащением), за исключением говорящего самоучителя брайлевского шрифта, азбуки разборной по Брайлю и нитковдевателей, иглы швейные для инвалидов с нарушениями зрения, которые вводятся в действие с 2018 года.
Планируется ввести дополнительные технические средства для инвалидов, самостоятельное обслуживание которых затруднено вследствие физических нарушений (приспособления для одевания, раздевания и захвата предметов; опорные откидные поручни для туалетных комнат, поручни для ванных комнат, голосообразующий аппарат).
На постоянной основе заинтересованными государственными органами продолжается работа по реализации Третьего этапа Плана мероприятий по обеспечению прав и улучшению качества жизни инвалидов на 2012-2018 годы, который предусматривает:
- профилактику и предупреждение инвалидности с учетом возрастных групп населения, обеспечение интеграции служб здравоохранения и медико-социальной экспертизы;
- ежегодные профилактические осмотры трудоспособного населения;
- развитие инклюзивного образования через пересмотр стандартов и образовательных программ для детей-инвалидов, поэтапное обеспечение детей с нарушением зрения и слуха учебниками, увеличение госзаказа на повышение квалификации работников в области специального и инклюзивного образования, пересмотр Перечня специальностей для установления квот на обучение инвалидов;
- мониторинг соблюдения Конвенции о правах инвалидов и т.д.
Управление координации
занятости и социальных программ
акимата Северо-Казахстанской области
Развитие системы социальной помощи (пилотный проект «Өрлеу»)
Среди проводимых реформ в республике одно из ведущих мест занимает социальная защита населения. «Өрлеу» — это проект государственной программы обусловленной денежной помощи (ОДП) на условиях социального контракта активизации семьи, предусматривающий активные формы социальной помощи, когда семья берет на себя ответственность за выполнение условий программы.
Главная цель программы — повышение реального дохода в семье. Обусловленная денежная помощь — выплата, которая предоставляется государством семьям с месячным среднедушевым доходом ниже 60 процентов от величины прожиточного минимума на условиях социального контракта активизации семьи.
К участникам проекта относятся следующие категории: самозанятые, безработные и малообеспеченные. По условиям контракта к ним применяются активные меры содействия занятости — трудоустройство на постоянное рабочее место, на временные и сезонные работы, трудоустройство на общественные работы и т.д.
Социальный контракт заключается на 6 месяцев с возможностью пролонгации еще на 6 месяцев, и обусловленная денежная помощь выплачивается ежемесячно или единовременно за 3 месяца.
По сравнению с адресной социальной помощью увеличен критерий для оказания социальной помощи с 40% от прожиточного минимума до 60%, т.е. до уровня продовольственной корзины.
Для реализации проекта предусматриваются специалисты по вопросам занятости, в дальнейшем в их обязанности входит сопровождение семьи на период действия контракта и мониторинг исполнения условий социального контракта.
Порядок оказания социальной помощи на основе социального контракта активизации семьи
Заявитель
⁄
Уполномоченный орган → специалист УО по вопросам занятости
↓
- проводит консультацию
- разъясняет условия заключения соц. контракта
- оформляет лист собеседования и анкету
- разрабатывает индивидуальный план помощи семье
- заключение социального контракта активизации семьи
↓
ЗАЯВИТЕЛЬ направляется в центр занятости в течении 1 рабочего дня участия в активных мерах содействия занятости
Индивидуальный план разрабатывается совместно с заявителем и содержит намечаемые мероприятия, в частности:
- активный поиск работы при содействии УО и (или) Центра занятости, и трудоустройство на предложенное ими место работы;
- прохождение профподготовки, переподготовки, повышения квалификации;
- осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, ведение личного подсобного хозяйства;
- прохождение периодических скрининговых осмотров целевых групп населения;
- в случае наличия в составе семьи беременных женщин постановку на медицинский учет до 12 недель беременности в организации здравоохранения, оказывающей акушерско-гинекологическую помощь и наблюдение в течение всего периода беременности;
- добровольное лечение при наличии социально-значимых заболеваний (алкоголизм, наркомания, туберкулез);
- своевременное получение специальных социальных услуг и (или) мер реабилитации инвалидов;
- другие мероприятия по профессиональной и социальной адаптации, определенные по усмотрению УО в зависимости от индивидуальной потребности малообеспеченной семьи (гражданина).
Основными получателями ОДП должны быть получатели АСП и ГДП.
Отказ в оказании социальной помощи осуществляется в случаях:
- выявления недостоверных сведений, представленных заявителями;
- отказа, уклонения заявителя от проведения обследования материального положения лица (семьи);
- превышения размера среднедушевого дохода лица (семьи) порога для оказания социальной помощи;
Таким образом, взамен пассивной социальной поддержки на минимально доступном уровне, каковой была адресная социальная помощь, которая порождала иждивенческий настрой, человеку предоставляется возможность трудоустройства, получение заработной платы и дополнительное получение доходов для последующего выхода семьи из числа малообеспеченного.
Пример. Семья состоит из 6 человек, трудоспособные 2 человека. Жена находится по уходу за ребенком до 7 лет, муж безработный не зарегистрированный. Доход от самостоятельной занятости составляет 60000 тенге, специальное государственное пособие как многодетная семья 24738 тенге за квартал. Размер среднедушевого дохода семьи на месяц составляет 4707,67 тенге. Если при оформлении АСП семья получала доплату на каждого человека в размере 2788,33 тенге, то при заключении социального контракта активизации семьи будет произведена доплата в размере 6537,33 тенге.
Состав семьи, чел | Совокупный доход семьи за квартал | Среднедушевой доход семьи на месяц | Доплата до черты бедности АСП | Доплата до продовольственной корзины ОДП | ||
Из них трудоспо-собные | Из них дети до 18 лет | СГП как много-детная семья | Доход от самостоя-тельной занятости | Среднедушевой доход = совокупный доход за квартал/количество человек/3 месяца | Доплата АСП = черта бедности – среднедушевой доход семьи | Доплата ОДП = продовольственная корзина - среднедушевой доход семьи |
2 | 4 | 24738 | 60000 | 84738/6/3 | 7496-4707,67 | 11245-4707,67 |
6 человек | 84738 тг | 4707,67 тг | 2788,33 | 6537,33 |
«О проведении Конкурса «Лучшие социальные проекты, реализуемые в Казахстане в 2017 году»
В соответствии с пунктом 25 Общенационального плана мероприятий по укреплению семейных отношений, морально-этических и духовно-нравственных ценностей в Республике Казахстан на 2015-2020 годы, утвержденного распоряжением Премьер-Министра Республики Казахстан от 28 ноября 2014 года № 139-р, Министерством труда и социальной защиты населения Республики Казахстан запланировано проведение Конкурса «Лучшие социальные проекты, реализуемые в Казахстане в 2017 году, в целях распространения положительного опыта неправительственных организаций по улучшению качества жизни социально-уязвимых категорий населения, оказания поддержки лицам с ограниченными возможностями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, общественным объединениям инвалидов:
- детей-сирот;
- инвалидов;
- малообеспеченных и многодетных семей;
- безработных, одиноких и одиноко проживающих граждан;
- лиц пожилого возраста, ветеранов и других категорий.
Конкурс будет проводиться в 2 тура:
1 тур (отборочный) — областной, будет проходить с марта по июнь 2017 года;
2 тур (финальный) — республиканский, в котором примет участие 1 победитель 1 тура, в сентябре месяце 2017 года.
В данном мероприятии могут принять участие общественные объединения, организации инвалидов, иные учреждения и ведомства, физические лица и другие неправительственные организации осуществляющие деятельность в рамках системы социальной защиты населения независимо от источников финансирования.
По всем вопросам обращаться в Управление координации занятости и социальных программ акимата Северо-Казахстанской области по тел: 8(715)2 46-29-01, в отделы занятости и социальных программ города Петропавловска. 8(715)2 40-05-93
Заявка на участие в мероприятии по отбору социальных проектов
Социальные рабочие места
В соответствии с Законом Республики Казахстан «О занятости населения» от 23 января 2001 года № 149 местные исполнительные органы обеспечивают реализацию политики занятости населения путем организации социальных рабочих мест.
Социальное рабочее место создаётся работодателем на договорной основе с местным исполнительным органом, для трудоустройства безработных из целевых групп с частичной компенсацией затрат работодателя на оплату их труда. Эти рабочие места предназначены специально для граждан из целевых групп, их количество не ограничено, работа носит временный характер, и для ее организации не могут быть использованы постоянные рабочие места и вакансии.
Расходы работодателя на оплату труда безработного, трудоустроенного на социальное рабочее место, в течение шести месяцев частично возмещаются из средств местного бюджета в размере 50% от минимальной заработной платы, установленной законодательством Республики Казахстан.
Социальная защита и реабилитация инвалидов
Социальная поддержка и защита инвалидов, обеспечение им равных возможностей в реализации экономических, политических и других прав и свобод гарантированы Конституцией Республики Казахстан, а также действующими нормативными правовыми актами.
Основным законом, определяющим правовые, экономические и организационные условия обеспечения социальной защиты инвалидов, создания им равных возможностей для жизнедеятельности и интеграции в общество, является Закон РК «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан» от 13 апреля 2005 года № 39-III.
Инвалиды за счет средств государственного заказа проходят курс медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, обеспечиваются специальными средствами передвижения, санаторно-курортным лечением, сурдотехническими, тифлотехническими и иными средствами реабилитации.
Наряду с гарантированными выплатами инвалидам пособий из государственного бюджета, одним из элементов социальной защиты инвалидов является реабилитация, представляющая комплекс медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на восстановление и компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, способностей к самообслуживанию, различным видам профессиональной деятельности.
Социальная помощь детям-инвалидам, воспитывающимся и обучающимся на дому, назначается на основании заключения психолого-медико-педагогической-консультативной комиссией, в случае, когда отсутствует возможность осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных организациях и других учебных заведениях. Размер социальной помощи составляет 6,5 МРП в квартал.
Оказание жилищной помощи
В соответствии с Законом Республики Казахстан «О жилищных отношениях» от 16 апреля 1997 года № 94-I и Правил предоставления семьям (гражданам) жилищной помощи на содержание жилья и оплату коммунальных услуг (далее Правила), право на жилищную помощь имеют малообеспеченные граждане, постоянно проживающие в городе Петропавловске, являющиеся собственниками жилья или нанимателями жилища из государственного жилищного фонда.
Размер жилищной помощи рассчитывается в виде разницы между фактическим платежом за содержание жилья и потребления коммунальных услуг в пределах утвержденных Правилами норм и предельно допустимых уровнем расходов данной семьи на эти цели (10 % от дохода семьи).
Кроме того, согласно Государственной программе «Модернизация ЖКХ Республики Казахстан на 2011-2020 годы», жилищную помощь может получить каждый собственник жилья многоквартирного дома, если дом зарегистрирован как объект кондоминиума и имеет орган управления, а также, если расходы собственника квартир на капитальный ремонт, оплату коммунальных услуг и на содержание жилья в пределах утвержденных Правилами норм, будут превышать 10 % совокупного дохода семьи.
Назначение жилищной помощи носит заявительный характер.
Прием заявлений и выдача результатов оказания государственной услуги осуществляются через:
- РГП «Центр обслуживания населения» (далее — ЦОН);
- веб-портал «электронного правительства» www.egov.kz (далее — портал), при наличии электронной цифровой подписи — ЭЦП.
При обращении через портал результат оказания государственной услуги направляется услугополучателю в «личный кабинет» в форме электронного документа, удостоверенного — ЭЦП уполномоченного лица услугодателя.
Для оформления жилищной помощи необходимо представить следующие документы:
1) в ЦОН:
- документ, удостоверяющий личность услугополучателя (оригинал представляется для идентификации личности услугополучателя);
- сведения о ежемесячно полученных доходах заявителя и членов его семьи за квартал, предшествующий кварталу обращения;
- сведения об ежемесячных расходах на коммунальные услуги и по содержанию жилого дома за последний квартал обращения;
- счета о размерах ежемесячных взносов на содержание жилого дома;
- счета на потребление коммунальных услуг;
- квитанцию-счет за услуги телекоммуникаций или копия договора на оказание услуг связи;
- счет о размере арендной платы за пользование жилищем, арендованным местным исполнительным органом в частном жилищном фонде, предъявленный местным исполнительным органом.
2) на портал:
- запрос в форме электронного документа, удостоверенный ЭЦП услугополучателя;
- электронные копии документов, подтверждающих доходы семьи;
- электронную копию счета о размерах ежемесячных взносов на содержание жилого дома;
- электронную копию счета на потребление коммунальных услуг;
- электронную копию квитанции-счета за услуги телекоммуникаций или копия договора на оказание услуг связи;
- электронную копию счета о размере арендной платы за пользование жилищем, арендованным местным исполнительным органом в частном жилищном фонде, предъявленного местным исполнительным органом.
Для компенсации ежемесячных затрат на капитальный ремонт общего имущества граждан, дополнительно представляется органом управления кондоминиума в Отдел занятости и социальных программ:
- копия заключения жилищной инспекции, в котором указана необходимость проведения капитального ремонта общего имущества объекта кондоминиума, и наличие у органа управления объекта кондоминиума согласованной сметы расходов на проведение отдельных видов капитального ремонта общего имущества объекта кондоминиума;
- копия правоустанавливающего документа о государственной регистрации объекта кондоминиума;
- копия протокола собрания собственников помещений (квартир) об избрании органа управления объекта кондоминиума;
- график ежемесячного погашения займа собственниками квартир.
Жилищная помощь назначается на текущий квартал, заявления и документы принимаются до 25 числа последнего месяца текущего квартала, доходы исчисляются за предыдущий квартал.
Для получения подробной информации по жилищной помощи необходимо обратиться по адресу: ул. Театральная 36 (уг. ул. К. Сутюшева), кабинеты 4, 5, тел. 400592, 400590.
Оказание государственной адресной социальной помощи
В соответствии с Законом РК «О государственной адресной социальной помощи» от 17.07.2001 года № 246-II, Законом РК «О государственных пособиях семьям, имеющим детей» от 28.06.2005 г. № 63 социально-уязвимые слои населения получают следующие виды социальной поддержки: государственная адресная социальная помощь, государственное пособие на детей до 18 лет.
Право на адресную социальную помощь имеют граждане РК, оралманы, лица, имеющие статус беженца, иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие в РК, со среднедушевым доходом, не превышающим черты бедности. Размер адресной социальной помощи составляет разницу между среднедушевым доходом и чертой бедности на каждого члена семьи.
Адресная социальная помощь не назначается безработным, не зарегистрированным в уполномоченных органах по вопросам занятости, кроме инвалидов и лиц в период их нахождения на стационарном лечении более одного месяца, учащихся и студентов, слушателей и курсантов дневной формы обучения, включая магистратуру, а также граждан, занятых уходом за инвалидами I и II группы, лицами старше восьмидесяти лет, детьми в возрасте до семи лет.
Государственное пособие на детей до 18 лет
Право на государственное пособие на детей до 18 лет имеют граждане РК, постоянно проживающие в РК, и оралманы со среднедушевым доходом ниже стоимости продовольственной корзины. Размер пособия на детей составляет 1 МРП на ребенка в месяц.
Пособие на детей не назначается на период, когда в семье трудоспособные родители (усыновители) ребенка не работают, не учатся на дневной форме обучения, не служат в армии и не зарегистрированы в качестве безработного в органах занятости, кроме случаев, когда отец или мать (усыновители) заняты уходом за инвалидами первой, второй группы, детьми-инвалидами, лицами старше 80 лет, ребенком до 3 лет.